«Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами» 

Карл Филипп Готтлиб Фон Клаузевиц

Кто такие интеграторы

Какие вообще бывают интеграторы?

  • Моновендорные (вендор – это разработчик конкретного софта) и мультивендорные.
  • CRM-щики и многостаночники (и за CRM возьмутся, и за сайт, и за контекст-шмантекст).
  • Одиночки (сами делают) и агентства (делать вам будут девочки-практикантки).
  • Любители «коробок» – настроят вам всё-всё, что вы пожелаете (вопрос лишь в том, нужно ли это желать).

Откуда могут взяться (чем занимались до)?

  • Сайтоделы. Раньше делали сайты, а почему бы не настраивать CRM-ки?
  • Бизнес-паралитики (думают, что они бизнес-аналитики). Это те, кто прошёл какие-то курсы, где кто-то им рассказывал, как настраивать бизнес-процесс.
  • Штатные сотрудники. Раньше работали в какой-то компании, где директор сказал: «Ты отвечаешь за CRM», и они как-то её обслуживали.
  • Самоучки. Это те, кто по стечению обстоятельств просто взял и прочитал всю справку, просмотрел весь YouTube и наделал кучу ошибок (главное, чтобы эти ошибки делались до вас).

Бывают ли «хорошие» интеграторы?

Да, конечно, бывают. Только вам всегда нужно быть начеку. Если вы не разбираетесь в вопросе (а вы в большинстве случаев не разбираетесь, иначе сами бы решили задачу), то вам с лёгкостью могут настроить «суперавтоматизацию», которая в теории очень классная. А вот на практике работать вам станет хуже, чем без неё.

Основные принципы по оценки «качества» интегратора:

  • Интегратор во всём сомневается. Точно ли вам это нужно? Точно ли нужно усложнять процесс? Точно ли нужно делать именно так, или есть путь проще?
  • Соглашается автоматизировать только налаженные процессы. То есть если в компании руками тысячу раз сделали что-то – это можно автоматизировать, а то, чего вчера не было – нельзя (сначала нужно научиться делать это руками).
  • Всегда думает о будущем. Какие проблемы вы можете получить в случае вот такой автоматизации. Например, если выберите вот эту телефонию, то в будущем не сможете подключить Телеграмм вот потому-то. Профессионал должен знать, что произойдёт с вами через год или даже два. Вы не обязаны, а он обязан.
  • Всегда сводит всё к цифрам. Не делает «автоматизацию ради автоматизации». Отказывается от классной идеи с аргументацией «это решение сделает только больше бардака, а цифр больше не станет».
  • Оставляет после себя инструкции. Не просто инструкции, как пользоваться. Профессионал должен научить собственника принятию и пониманию подобных решений. Можно сказать, заложить твёрдый фундамент в знаниях. Например, почему у вас столько воронок, почему именно такие стадии, как менеджеры должны работать, почему именно так. Как менять воронки, когда ваш бизнес изменится (именно когда изменится, а не если).
  • И самое главное. Решает бизнес-задачи, а не хотелки-перделки. Это значит, что нормальный профессионал сам предложит вам, что нужно делать, и объяснит, какой выхлоп из предложенного получится.

С кем не надо работать:

  • С девочками-припевочками (ничего не имею против них, но всё же). Это сотрудники-практиканты в крупных компаниях. Максимум, что они могут сделать – это выполнить как-то ТЗ, придуманное Заказчиком. Они не станут задумываться, надо ли, так ли нужно делать, что пойдёт (обязательно) не так. Их задача – выполнить вашу хотелку и получить деньги на счёт компании, в которой они работают.
  • С многорукими многоногами. «И сайт вам сделаю, и сеш-шмео, и Битрикс настрою. Всё могу, быстро могу». Тут есть 2 варианта: или у такого интегратора вообще нечего есть (и ему всё равно, за что вы дадите ему денег, главное, чтобы дали и дали сегодня), или он не понимает, что хочет делать (а это значит, что ничего не хочет).
  • С «руководителем-передастом». Если вам с гордостью заявляют: «Со мной вы согласуете проект, а делать его будут вот эти трое бизнес-аналитиков», то нужно (в большинстве случаев) разворачиваться и бежать. Ошибки в передаче информации, неоднозначное понимание и выполнение разных кусков работы разными людьми приведёт (в большинстве случаев) к появлению трёхэтажного самолёта с бассейном и слонами. Масштабно, конечно, красиво, но не взлетит.
  • С любителями генерального планирования. Если вам говорят, что нужно ТЗ на 283 страницы, описывающее все-все существующие процессы, и второе ТЗ с перспективными задачами – ближайшие месяцы вы будете планировать план, а потом вам станет не до автоматизации, и проект благополучно сгноится.
  • Самое главное. С теоретиками. Если потенциальный интегратор (конкретный человек) не был менеджером (и самое главное, не просто был, а именно продавал и продавал успешно) – он не понимает реальности в продажах и намутит вам теоретическую муть. Конечно, вам красиво расскажут, как классно будут отрабатывать роботы, как замечательно будут настроены воронки и как от этого больше начнут работать менеджеры. На практике менеджеры больше работать не начнут, начнут даже меньше – будут саботировать (из-за обязательных полей), роботы будут игнорировать (получая 100 уведомлений в день, эти уведомления моментально превратятся в белый шум), а сделки будут рандомно распределены по воронкам (не так, как задумано, а куда случайно ткнул сотрудник).

Итог. Выбирая интегратора, нужно:

  • Пообщаться вне проекта. Узнать, что конкретно этот человек умеет делать и как это в принципе поможет повысить конкретные показатели. Какие показатели конкретно.
  • Узнать прошлый опыт. Кем был до этого. Прошлый опыт сильно влияет на восприятие человека. Если интегратор не понимает, как работают в реальности те процессы, которые он собирался улучшать, то его мнение – лишь фантазии на тему.
  • Выяснить, с какого минимума можно начать и какой результат ожидается после внедрения этого минимума.
  • Какой план у интегратора на вас на ближайший год.
  • Как он будет учить сотрудников. Желательно подробно.
  • Как он собирается помочь вашему бизнесу. Настроить кнопки – это одно, а рациональные предложения по увеличению прибыли (снижению издержек) – это совсем другое.