«Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами» 

Карл Филипп Готтлиб Фон Клаузевиц

Бизнесовая архитектура

Что такое бизнес-архитектура?

  • Софт, который вы используете.
  • Интеграции, которые у вас есть.
  • Процессы, физически происходящие внутри компании.
  • Автоматизации происходящих процессов.
  • Инструкции, как работать с софтом.
  • Инструкции, как выполнять свою работу.
  • Инструкции, как коммуницировать с клиентами.
  • Инструкции, как коммуницировать с поставщиками.
  • Инструкции, как коммуницировать с коллегами.

Если обобщить, то бизнес-архитектура – это всё, на чём функционирует ваш бизнес. Как отдельный элемент (например, инструкция, как работать с заявками), так и «большие куски» (например, портал Битрикс24, закрывающий множество сегментов: от тех же заявок до коммуникации между отделами).

Как должна быть устроена архитектура:

Опираться на логику софта. Если вы выбрали конкретные решения – нужно пользоваться их логикой. Не надо ломать рабочий инструмент, чтобы потом говорить, что «не работает».
Иметь «состояние сегодня» – то, как система должна функционировать сегодня. Как правильно работать, как делать и как не делать. На любой более-менее важный вопрос должен быть однозначный ответ.
Иметь «план будущего» – это то состояние, куда система должна планово развиться. Что нужно модернизировать, что переделать, от чего отказаться. Если вы не будете думать о том, как ваша компания должна функционировать в будущем, она или деградирует, или произвольно мутирует во что-то непонятное.

Как работать над бизнес-архитектурой:

  • Заниматься «блочными» вопросами. Выбрали конкретный блок, привели его в порядок, модернизировали, приблизили к «плану будущего». Взялись за подтягивание следующего блока.
  • Заниматься настройкой «межблочного взаимодействия». Все части вашей системы в идеале должны бесшовно взаимодействовать между собой. Например, бухгалтерия должна помогать, а не мешать отделу продаж; данные из производства (по конкретной сделке) должны быть доступны менеджеру (чтобы он мог сориентировать вашего клиента по состоянию его сделки на текущий момент).

Много ли это занимает времени?

  • Нет.
  • Достаточно пары часов в начале/конце каждого месяца, чтобы понять, что нужно «подправить» за месяц.
  • Вы и так постоянно занимаетесь изменениями в своей компании. Единственное, что от вас нужно, — делать это осознанно, а не потому, что «горит и срочно надо».
  • Раз в полгода нужно выделять полдня-день на оценку изменений за прошлые полгода и плана крупными мазками на следующее полугодие.